
2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
На сайте Министерства просвещения Российской Федерации опубликован официальный брендбук Года педагога и наставника. Он включает исходные материалы: официальный логотип, дизайн интернет-рекламы, наружной рекламы и другой полиграфической продукции, которую можно использовать в оформлении тематических мероприятий.
Брендбук доступен по ссылке https://cloud.mpcenter.ru/d/s/s6l5hP5UsTCfqvYj587jr5Dy5fExolnm/CMGkYwrPJrJ-MMf8o0rROujiZbfFDrcA-Gr0gfHJMKgo
Пеликан как символ наставничества, педагогики и воспитания широко использовался с екатерининских времен: на пуговицах гимназистов, на фасадах зданий, барельефах, по всей стране до сих пор пеликан в разных воплощениях используется в педагогических и наставнических проектах.
В образе пеликана уже есть понятный педагогам смысл, читаемый и выверенный веками. Тем более, что пеликан олицетворяет связь времен, преемственность и глубочайшие традиции отечественной педагогики — настоящего сокровища страны.
В решении фирменного стиля использование логотипа в золотом цвете символично: оно метафорически отражает ценность педагогов и наставников для Российского государства: «учителя — золото нации».
НАША ГОРДОСТЬ
ПЕДАГОГИ-НАСТАВНИКИ 2022-2023 УЧЕБНОГО ГОДА
Учитель начальных классов
КАРПЕНКО ИРИНА ЮРЬЕВНА Форма наставничества «Классный руководитель – 5 класс – 1 класс» |
Учитель начальных классов
ФАДИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА Форма наставничества «Классный руководитель – 5 класс – 1 класс» |
![]() |
![]() |
Учитель технологии
СКРИПКО НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА Форма наставничества «Учитель-студент-ученик» |
Учитель английского языка
ЩЕГЛОВСКАЯ ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА Форма наставничества «Учитель-учитель», «Учитель-студент-ученик» |
![]() |
![]() |
Заместитель директора по ВР (НОО)
СТЕРХОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА Форма наставничества «Учитель-учитель» |
Учитель биологии
ИВАНОВА ОЛЬГА МУХТАРОВНА Форма наставничества «Учитель-учитель», «Учитель-ученики» |
![]() |
![]() |
Учитель математики
ЕРШОВА РОЗА ПЕТРОВНА Форма наставничества «Учитель-ученики» |
Педагог дополнительного образования
МУНЧЕСКУЛ НАДЕЖДА ВЛАДИСЛАВОВНА Форма наставничества «Учитель-ученики» |
![]() |
![]() |
Нормативная база
1. Федеральные акты
- Письмо Министерства просвещения РФ от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
- Методические рекомендации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
2. Локальные акты
- Положение о наставничестве в ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга
- Приказ №387 Об утверждении локальных нормативных актов в 2022 -2023 уч.г.
- Приказ № 388/1 от 16.06.2022 г. О реализации целевой модели наставничества в 2022-2023 уч.г.
- Приказ № 527 от 31.08.2022 г. О назначении куратора целевой модели наставничества на 2022-2023 уч.г.
- Приказ № 608 от 22.09.2022 г. О назначении наставников в ОУ на 2022-2023 уч.г.
- Приказ № 613 от 23.09.2022 г. О формировании наставнических пар в 2022-2023 уч.г.
- Рабочая программа наставничества в ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга
- Приказ №512 Об утверждении локальных нормативных актов в 2022 -2023 уч.г.
- Программа наставничества «Дети учат детей»
- Программа наставничества «Я рядом»
- Программа тренинга «Эффективное наставничество»
3. Методические материалы
3.2. Методические материалы ДД(Ю)Т Выборгского района Санкт-Петербурга http://ddutvyborg.spb.ru/nastavnichestvo/ (обмен опытом)
3.3. Презентация «Методология (целевая модель) наставничества»
3.4. Модель тьюторского сопровождения учащихся в общеобразовательной школе
3.5. Презентация «Наставничество в ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня»»
4. Ресурсы для самообразования по наставничеству:
5. Новости о мероприятиях и результатах реализации наставничества
- Благодарность за активное участие в развитии наставнического движения в Московском районе Санкт-Петербурга
- Участие в конкурсе наставнических команд «Лига проектов»
- Участие в семинаре «Наставничество классных руководителей в реализации уроков «Разговоры о важном»»
- Отчет о реализации наставничества в 2021-2022 уч.г.
- Результат совместной работы по форме наставничества «студент-ученик» в 2021-2022 уч.г. (Статья Студенческого научного клуб «Метролог» — «РУКОВОДСТВО ПРОЕКТАМИ ШКОЛЬНИКОВ» (Апрель 2022))
- Публикация статьи «Реализация целевой модели наставничества «студент-ученик» в контексте профориентационной работы» в журнале СПб АППО «Академический вестник» (Июнь 2022)
ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ ПЛЕНУМ
«БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ» – «ДЕНЬ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН»
28 и 29 марта 2023 года команда ГБОУ школы N 684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга в составе 6 обучающихся 11 класса и 2 учителей – наставников Ершовой Розы Петровны и Губиной Валентины Юрьевны приняла участие во Всероссийском ученическом пленуме «Будущее в настоящем» – «День больших перемен».
Это было масштабное мероприятие, в котором участвовали команды из разных уголков России, Армении и Белоруссии.
28 марта встреча проходила на двух площадках – в школе № 619 Калининского района Санкт-Петербурга и Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга.
После торжественного открытия всех участников пленума разделили на проектные офисы по функциональной грамотности. Команда нашей школы работала в двух офисах: по социальной и финансовой грамотности. Каждый проект сопровождался защитой на сцене. Но на этом первый день был не завершен, поскольку впереди ждали игры, яркий и зажигательный флешмоб, итоги видеороликов, которые предоставили школы в рамках фестиваля «Арт-фест».
29 марта все команды встретились в мультимедийном парке «Россия – моя история». Работа началась с подведения итогов первого дня. Вниманию было предоставлено 2 видеосюжета о первом дне пленума. Выступили заместитель председателя Комитета по молодежной политике Роман Волковский, директор филиала Российского общества «Знание» в Санкт-Петербурге Илья Климов и руководитель регионального отделения РДДМ «Движение первых» в Санкт-Петербурге Егор Киреев.
В этот день была организована работа в группах, ребята создавали сценарий собственного фильма, а потом делились созданным с другими участниками форума. Сценарий нашей группы раскрывал проблему отсутствия восприятия детских идей со стороны старшего поколения. Эта и множество других идей, представленных в сюжетах фильмов, являются актуальными в наши дни.
Мы считаем, что ученический пленум – это возможность поучаствовать в интересных проектах, проявить себя. Эти два дня подарили нам море впечатлений, новые знакомства, яркие и незабываемые эмоции.
В целях совершенствования профессиональных компетенций, знаний и навыков педагогических работников и управленческих кадров в сфере образования Академия Минпросвещения подготовила полезные ссылки:
- https://edu.gov.ru/activity/main_activities/talent_su..– Поддержка талантов.
- https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika – Год педагога и наставника.
- https://t.me/razgovory_o_vazhnom – Телеграм-канал «Разговоры о важном»
- https://vkkr.apkpro.ru/ – Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей.
- https://konkurs.apkpro.ru/ – о профессиональных олимпиадах для учителей https://apkpro.ru/educational-events/ – календарь событий для педагогических и руководящих работников.
- https://dppo.apkpro.ru/bank?page=l&sortType=l – о федеральном реестре образовательных программ дополнительного профессионального образования федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации»:
- https://natlang.ru/projects/ – о проведении конкурсов для педагогических работников Общероссийского профсоюза образования:
- https://www.eseur.ru/contests/ – проведении конкурсов для педагогических работников.
- https://www.eseur.ru/tema/God-pedagoga-i-nastavnika/ – Год педагога и наставника.