2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
На сайте Министерства просвещения Российской Федерации опубликован официальный брендбук Года педагога и наставника. Он включает исходные материалы: официальный логотип, дизайн интернет-рекламы, наружной рекламы и другой полиграфической продукции, которую можно использовать в оформлении тематических мероприятий.
Брендбук доступен по ссылке https://cloud.mpcenter.ru/d/s/s6l5hP5UsTCfqvYj587jr5Dy5fExolnm/CMGkYwrPJrJ-MMf8o0rROujiZbfFDrcA-Gr0gfHJMKgo
Пеликан как символ наставничества, педагогики и воспитания широко использовался с екатерининских времен: на пуговицах гимназистов, на фасадах зданий, барельефах, по всей стране до сих пор пеликан в разных воплощениях используется в педагогических и наставнических проектах.
В образе пеликана уже есть понятный педагогам смысл, читаемый и выверенный веками. Тем более, что пеликан олицетворяет связь времен, преемственность и глубочайшие традиции отечественной педагогики — настоящего сокровища страны.
В решении фирменного стиля использование логотипа в золотом цвете символично: оно метафорически отражает ценность педагогов и наставников для Российского государства: «учителя — золото нации».
НАША ГОРДОСТЬ
ПЕДАГОГИ-НАСТАВНИКИ 2022-2023 УЧЕБНОГО ГОДА
Учитель технологии
СКРИПКО НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА Форма наставничества «Учитель-студент-ученик» |
Учитель английского языка
ЩЕГЛОВСКАЯ ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА Форма наставничества «Учитель-учитель», «Учитель-студент-ученик» |
Заместитель директора по ВР (НОО)
СТЕРХОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА Форма наставничества «Учитель-учитель» |
Учитель биологии
ИВАНОВА ОЛЬГА МУХТАРОВНА Форма наставничества «Учитель-учитель», «Учитель-ученики» |
Учитель математики
ЕРШОВА РОЗА ПЕТРОВНА Форма наставничества «Учитель-ученики» |
Педагог дополнительного образования
МУНЧЕСКУЛ НАДЕЖДА ВЛАДИСЛАВОВНА Форма наставничества «Учитель-ученики» |
Нормативная база
1. Федеральные акты
- Письмо Министерства просвещения РФ от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
- Методические рекомендации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
- Распоряжение Минпросвещения России от 16.12.2020 г. № Р-174 «Об утверждении концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
- Письмо Минпросвещения России № АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 г. «О направлении Методических
рекомендаций» - Распоряжение комитета по образованию Санкт-Петербурга от 30.03.2022 г. № 623-р «Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга»
- Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 г. N 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года»
- Распоряжение Минпросвещения России от 04.02.2021 г. Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечения функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»
- Распоряжение комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.04.2022 г. № 746-р «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
2. Локальные акты
- Положение о наставничестве в ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга
- Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников ГБОУ школа №684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга
- Приказ № 664 Об утверждении локальных нормативных актов в 2021 -2022 уч.г.
- План мероприятий («дорожная карта») реализации целевой модели наставничества в ОУ в 2023-2024 уч. году
- Программа неформального образования наставников
- Приказ № 543 от 01.09.2023 г. О внедрении целевой модели наставничества в 2023-2024 уч.г.
- Приказ 524 от 31.08.2023 г. Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) реализации целевой модели наставничества на 2023-2024 уч. г.
- Приказ № 525 от 31.08.2023 г. О назначении куратора целевой модели наставничества на 2023-2024 уч.г.
- Приказ № 766 от 08.12.2023 г. «О внесении изменений в приказ № 525 от 31.08.2023 г. «О назначении куратора целевой модели наставничества на 2023-2024 уч.г.»
- Приказ № 589 от 15.09.2023 г. О закреплении наставнических пар в 2023-2024 уч.г.
- Рабочая программа наставничества в ГБОУ школа № 684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга
- Персонализированная программа наставничества педагогических работников ГБОУ школа № 684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга (образец)
- Программа тренинга «Эффективное наставничество»
3. Методические материалы
3.2. Методические материалы ДД(Ю)Т Выборгского района Санкт-Петербурга http://ddutvyborg.spb.ru/nastavnichestvo/ (обмен опытом)
3.3. Презентация «Методология (целевая модель) наставничества»
3.4. Модель тьюторского сопровождения учащихся в общеобразовательной школе
3.5. Презентация «Наставничество в ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня»»
3.8. Анализ лучших мировых практик наставничества
4. Ресурсы для самообразования по наставничеству:
5. Новости о мероприятиях и результатах реализации наставничества
- Благодарность за активное участие в развитии наставнического движения в Московском районе Санкт-Петербурга
- Участие в конкурсе наставнических команд «Лига проектов»
- Участие в семинаре «Наставничество классных руководителей в реализации уроков «Разговоры о важном»»
- Отчет о реализации наставничества в 2021-2022 уч.г.
- Результат совместной работы по форме наставничества «студент-ученик» в 2021-2022 уч.г. (Статья Студенческого научного клуб «Метролог» — «РУКОВОДСТВО ПРОЕКТАМИ ШКОЛЬНИКОВ» (Апрель 2022))
- Публикация статьи «Реализация целевой модели наставничества «студент-ученик» в контексте профориентационной работы» в журнале СПб АППО «Академический вестник» (Июнь 2022)
18 мая 2023 года в КДЦ «Московский» состоялся заключительный этап открытого межрайонного конкурса наставнических команд «Лига проектов», организованный ИМЦ Московского и Невского районов при поддержке ЦНППМ СПб АППО | Санкт-Петербург.
В очном туре конкурса приняли участие коллективы образовательных организаций общего и дополнительного образования из 4 районов Санкт-Петербурга.
Конкурс был направлен на выявление успешных управленческих, содержательных, организационно-методических подходов в реализации наставничества, научно-методической работы и других форм сопровождения педагогических работников в образовательных организациях Санкт-Петербурга.
Поздравляем нашу команду, ставшую лауреатом конкурса в номинации «Точка роста», и желаем достижения новых вершин!
Благодарим участников команды:
Скрипко Н.Ю., учителя технологии
Стерхову А.В., заместителя директора по учебной работе
Иванову О.М., учителя биологии
Щегловскую Е.А., учителя английского языка
Фофилову А.А., руководителя ОДОД
Четверикову Т.В., заместителя директора по УВР
Фотографии с мероприятия можно посмотреть в альбоме:
https://vk.com/album-207700822_293191822
- Благодарность за активное участие в развитии наставнического движения в Московском районе Санкт-Петербурга
- Участие в конкурсе наставнических команд «Лига проектов»
- Участие в семинаре «Наставничество классных руководителей в реализации уроков «Разговоры о важном»»
- Отчет о реализации наставничества в 2021-2022 уч.г.
- Результат совместной работы по форме наставничества «студент-ученик» в 2021-2022 уч.г. (Статья Студенческого научного клуб «Метролог» — «РУКОВОДСТВО ПРОЕКТАМИ ШКОЛЬНИКОВ» (Апрель 2022))
- Публикация статьи «Реализация целевой модели наставничества «студент-ученик» в контексте профориентационной работы» в журнале СПб АППО «Академический вестник» (Июнь 2022)
12 октября 2023 г.
ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ ПЛЕНУМ
«БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ» – «ДЕНЬ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН»
28 и 29 марта 2023 года команда ГБОУ школы N 684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга в составе 6 обучающихся 11 класса и 2 учителей – наставников Ершовой Розы Петровны и Губиной Валентины Юрьевны приняла участие во Всероссийском ученическом пленуме «Будущее в настоящем» – «День больших перемен».
Это было масштабное мероприятие, в котором участвовали команды из разных уголков России, Армении и Белоруссии.
28 марта встреча проходила на двух площадках – в школе № 619 Калининского района Санкт-Петербурга и Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга.
После торжественного открытия всех участников пленума разделили на проектные офисы по функциональной грамотности. Команда нашей школы работала в двух офисах: по социальной и финансовой грамотности. Каждый проект сопровождался защитой на сцене. Но на этом первый день был не завершен, поскольку впереди ждали игры, яркий и зажигательный флешмоб, итоги видеороликов, которые предоставили школы в рамках фестиваля «Арт-фест».
29 марта все команды встретились в мультимедийном парке «Россия – моя история». Работа началась с подведения итогов первого дня. Вниманию было предоставлено 2 видеосюжета о первом дне пленума. Выступили заместитель председателя Комитета по молодежной политике Роман Волковский, директор филиала Российского общества «Знание» в Санкт-Петербурге Илья Климов и руководитель регионального отделения РДДМ «Движение первых» в Санкт-Петербурге Егор Киреев.
В этот день была организована работа в группах, ребята создавали сценарий собственного фильма, а потом делились созданным с другими участниками форума. Сценарий нашей группы раскрывал проблему отсутствия восприятия детских идей со стороны старшего поколения. Эта и множество других идей, представленных в сюжетах фильмов, являются актуальными в наши дни.
Мы считаем, что ученический пленум – это возможность поучаствовать в интересных проектах, проявить себя. Эти два дня подарили нам море впечатлений, новые знакомства, яркие и незабываемые эмоции.
В целях совершенствования профессиональных компетенций, знаний и навыков педагогических работников и управленческих кадров в сфере образования Академия Минпросвещения подготовила полезные ссылки:
- https://edu.gov.ru/activity/main_activities/talent_su..– Поддержка талантов.
- https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika – Год педагога и наставника.
- https://t.me/razgovory_o_vazhnom – Телеграм-канал «Разговоры о важном»
- https://vkkr.apkpro.ru/ – Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей.
- https://konkurs.apkpro.ru/ – о профессиональных олимпиадах для учителей https://apkpro.ru/educational-events/ – календарь событий для педагогических и руководящих работников.
- https://dppo.apkpro.ru/bank?page=l&sortType=l – о федеральном реестре образовательных программ дополнительного профессионального образования федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации»:
- https://natlang.ru/projects/ – о проведении конкурсов для педагогических работников Общероссийского профсоюза образования:
- https://www.eseur.ru/contests/ – проведении конкурсов для педагогических работников.
- https://www.eseur.ru/tema/God-pedagoga-i-nastavnika/ – Год педагога и наставника.