Введение ФГОС СОО

Уважаемые пользователи!

Страница находится в разработке.

ФГОС СОО

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО)

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (далее — основной образовательной программы).

Стандарт включает  требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы;
  • к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.

2. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Среднее общее образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.
  • Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий.

3. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлен на обеспечение:

    • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
    • единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
    • сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
    • равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
    • реализации бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
    • воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
    • преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
    • развития государственно-общественного управления в образовании;
    • формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
    • создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
    • государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.

4. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

5. Стандарт является основой для:

  • разработки примерной основной образовательной программы среднего общего образования;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Документы, регламентирующие реализацию ФГОС СОО

Федеральный уровень

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12. 2014 , 31.12 2015, 29.06. 2017)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») 

3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 № 2/16-з)

Региональный уровень

Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 03-28-3775/20-0-0 от 23.04.2020 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 688-р от 16.04.2020  «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1011-р от 21.04.2020 «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»

Локальный уровень

1. Положение о координационном совете по введению и реализации ФГОС среднего общего образования

2. Положение о рабочей группе по разработке основной образовательной программы среднего общего образования

3. Приказ №220 от 25.03.2020 «О  подготовке к реализации федерального государственного стандарта среднего общего образования»

4. Приказ № 237 от 06.04.2020 «Об изучении запросов участников образовательных отношений»

5. Приказ № 239 от 06.04.2020 «Об утверждении планов работы рабочей группы по подготовке к реализации ФГОС СОО»

В связи с переходом с 1 сентября в 2020-2021 уч. г. на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в образовательной организации необходимо создать профильный класс (группы).

Ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской федерации» (далее — Закон) поясняет, что направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Также ч.4 ст.66 Закона определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) .

Согласно п. 22 ст. 2 Закона учебный план – это документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

П. 5 ч. 1 ст. 34 Закона определяет элективный курс как обязательный для изучения учебный предмет по выбору обучающихся. Профильно-ориентированные элективные курсы составят часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» образовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей обучения: технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, универсальный.

Описание профилей обучения

1. Технологический профиль
  • Вариант 1.

В  данном  варианте учебного плана для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы «Математика», «Информатика» и «Физика» из  предметных  областей  «Математика  и  информатика» и «Естественные науки», а также курсы по выбору —  профильные элективные курсы.

Первый вариант учебного плана ориентирован на производственную, инженерную  и  информационную  сферы  деятельности. Рекомендован обучающимся школы, желающим продолжить образование в вузе  по  техническим  направлениям, связанным с робототехникой, машиностроением, автоматизацией систем, информационными технологиями. Например, прикладная математика и информатика, информатика и вычислительная техника, информационные  системы  и  технологии,  прикладная  информатика, программная инженерия, электроника и наноэлектроника, приборостроение, электроэнергетика и электротехника,  энергетическое  машиностроение, ядерные физика и технологии, машиностроение, автоматизация технологических процессов и производств и др.

  • Вариант 2.

В  данном  варианте учебного плана для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы «Математика», «Информатика», «Физика» из  предметных  областей  «Математика  и  информатика», «Естественные науки», дополнительный учебный предмет «Технология», а также курсы по выбору — профильные элективные курсы.

Второй вариант учебного плана ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности. Рекомендован обучающимся школы, желающим продолжить образование в вузах  по  техническим направлениям, связанным с такими современными технологиями производства, как: информационные системы и технологии, электроника и наноэлектроника,  приборостроение, электротехника,  энергетическое машиностроение,  ядерная  физика  и  технологии,  машиностроение, автоматизация технологических процессов и производств, мехатроника и робототехника, дизайн.

  • Вариант 3.

В  данном  варианте учебного плана для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы «Математика», «Информатика», «Физика» и «Биология» из  предметных  областей  «Математика  и  информатика» и «Естественные науки», а также курсы по выбору — профильные элективные курсы.

Третий вариант учебного плана ориентирован на производственную, инженерную и информационную  сферы  деятельности.  Рекомендован обучающимся школы, желающим продолжить образование в вузах по техническим направлениям, связанным с решением проблем биологии и медицины. Например,  биоинженерия  и  биоинформатика,  биотехнология,  биофизика, биотехнические и медицинские аппараты и системы и др.

2. Естественно-научный профиль

2.1. Вариант 1

В данном варианте учебного плана из  предметных  областей  «Математика  и  информатика»  и  «Естественные науки» для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы «Математика», «Химия» и «Биология», а также курсы по выбору —  профильные элективные курсы.

Учебный план ориентирован  на обучающихся школы, желающих продолжить образование в  вузах по  направлениям, связанным  с медициной, биоинженерией, биоинформатикой, биотехнологиями, ветеринарией, пищевой промышленностью и др.

2.2. Вариант 2.

В данном варианте учебного плана из  предметных  областей  «Математика  и  информатика» и  «Естественные науки» для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы «Математика», «Информатика» и «Физика», а также курсы по выбору — профильные элективные курсы.

Учебный план ориентирован на обучающихся школы, желающих продолжить  обучение в вузах по направлениям, связанным с пищевой химией и биотехнологиями, нанобиотехнологиями, экохимией, методами диагностики, мехатроникой и робототехникой, а также машиностроительной, автомобильной, авиационной, энергетической и космической сферами.

3. Гуманитарный профиль
  • Вариант 1.

В данном варианте учебного плана из  предметных  областей «Русский язык и литература», «Иностранные языки» для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык (английский)», а также курсы по выбору — профильные элективные курсы.

Первый вариант учебного плана ориентирует на такие сферы деятельности, как лингвистика, юриспруденция, педагогика, психология, межкультурные коммуникации и др.

Перечень основных профессий: юрист (международные отношения), дипломат, переводчик, языковед.

  • Вариант 2.

Второй вариант учебного плана ориентирован на профессии, связанные с филологическим образованием, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном  уровне  выбираются  учебные  предметы  «Русский язык», «Литература», «История», а также курсы по выбору — профильные элективные курсы.

Данный учебный план предназначен для выпускников, ориентированных на продолжение образования  в  сфере  преподавания  русского  языка  и  литературы,  научной деятельности в сфере филологии, журналистики.

Перечень основных профессий: журналист, учитель (преподаватель) иностранного языка,  учитель (преподаватель)  русского  языка  и  литературы, филолог (русский  язык  и  литература), специалист по связям с общественностью.

4. Социально-экономический профиль
  • Вариант 1.(экономика)

В данном варианте учебного плана для изучения на углубленном уровне из предметных областей «Математика и информатика», «Общественные науки» выбираются следующие  учебные предметы: «Математика», «География», «Экономика», а также курсы по выбору — профильные элективные курсы.

Учебный план ориентирован на профессии, связанные с финансами  и  экономикой,  с  обработкой  информации.

Предназначен  для обучающихся,  ориентированных  на  такие  профессии,  как  финансист, менеджер внешнеэкономической деятельности, аудитор, банковский работник, экономист, бухгалтер, маркетолог, финансовый директор, кредитный консультант, сметчик, инкассатор, логист, налоговый инспектор, биржевой маклер.

4.2.Вариант 2 (право)

Во втором варианте учебного плана для изучения на углубленном уровне из предметных областей «Математика и информатика», «Общественные науки» выбираются следующие  учебные предметы: «Математика», «История», «Право», а также курсы по выбору — профильные элективные курсы.

Учебный план ориентирован на профессии, связанные с такими сферами  деятельности,  как  управление,  предпринимательство,  работа с финансами и др. Предназначен для обучающихся, ориентированных на такие профессии, как юрист, адвокат, нотариус, специалист  таможенного  дела,  менеджер  и  др.

5. Универсальный профиль

Ориентирован на обучающихся, кто ещё не определился с выбором профиля.

Данный профиль позволяет  ограничиться  базовым  уровнем  изучения  учебных  предметов,  однако, обучающиеся могут выбрать учебные предметы на углубленном уровне.

Данный универсальный профиль рекомендован для использования в классах педагогической, аграрно-технологической, лингвистической, социально-гуманитарной направленностью.

  • Вариант 1 (для обучающиеся, не определившихся с выбором сферы деятельности). Все учебные предметы изучаются на базовом уровне, при этом в учебном плане увеличено количество часов на изучение обязательных  учебных  предметов  государственной  итоговой  аттестации. В данной образовательной ситуации целесообразно предлагать обучающимся  элективные  и  факультативные  курсы  метапредметной, социально-ориентированной направленности (например, «Проектные  технологии жизненного   самоопределения (в форме индивидуального проекта)», «Основы финансовой грамотности», «Риторика», «Деловой английский  — путь к успеху»).

 

  • Вариант 2. (выбор предметов не «вписывается» в рамки профилей, соединяются элементы технологического и гуманитарного профилей)Во втором варианте учебного плана для изучения на углубленном уровне из предметных областей «Математика и информатика», «Иностранные языки» выбираются следующие  учебные предметы: «Математика», «Иностранный язык (английский)», а также курсы по выбору — профильные элективные курсы.

 

  • Вариант 3: (для обучающиеся, не определившихся с выбором сферы деятельности, выбравших иные учебные предметы)Укажите одиндва учебных предмета для изучения на углубленном уровне по собственному желанию:русский язык, литература, иностранный язык (английский), история, география, экономика, право, математика, информатика,физика. химия, биология)
Анкета для родителей (законных представителей)
Анкета для обучающихся 9 классов
ВЫПИСКА ИЗ ФГОС СОО: ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ООП СОО

Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации.

Квалификация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность должна отражать:

  • компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;
  • сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность;
  • общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
  • самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения:

  • обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
  • осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
  • разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
  • выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
  • организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
  • реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;
  • использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС СОО

 

Все вопросы можно задать в комментариях внизу страницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *